Изменения в проведении налоговых проверок

Опубликовано: 12 декабря 2018
Изменения в проведении налоговых проверок

С 3 сентября 2018 года вступили в силу важные поправки в порядок проведения проверок налогоплательщиков — к примеру, увеличилось время подготовки документов по сделкам, а также изменились требования к налоговой инспекции. Чего еще коснулись нововведения, разбираемся вместе.

Увеличился срок подготовки документов

Предоставить ответ проверяющим по конкретной сделке необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Ранее на это отводилось только пять дней. Несмотря на увеличение срока, за налогоплательщиком сохранилось право просить об отсрочке в том случае, если он не успевает собрать документы к установленной дате.

Не нужно подавать документы повторно

Компании получили право не представлять проверяющим те документы, которые ранее уже подавались. При этом основания и инспекции, которые делали запрос на документы, не важны (п. 5 ст. 93 НК РФ). Во избежание штрафа налогоплательщику необходимо уведомить ИФНС о своем решении, а также указать реквизиты требования и налоговую инспекцию, куда документы направлялись ранее. В противном случае штраф составит 200 ₽ за каждый документ, который налоговая инспекция требовала, но не получила (ст. 126 НК РФ). Повторно документы отправляются в ИФНС только в двух случаях:

  • сотрудники инспекции утратили документы по причине обстоятельств непреодолимой силы;
  • ранее налогоплательщик отправлял подлинники, и проверяющие их вернули.

Копия протокола допроса свидетеля — без запроса

Свидетельские показания — весомый аргумент для признания сделки фиктивной, поэтому ИФНС вправе допрашивать свидетелей в рамках выездной или камеральной проверки (письмо Минфина России от 19.06.2015 № 03-02-07/1/35776).

Теперь ИФНС обязана выдать свидетелю копию протокола допроса без его официального запроса, а если свидетель откажется брать документ, то в протоколе будет сделана соответствующая отметка (п. 6 ст. 90 НК РФ). Раньше у ИФНС не было такой обязанности.

Новые преимущества налогоплательщиков

Теперь вместе с актом будет выдаваться еще один документ, содержащий выводы проверяющих после дополнительных контрольных мер, которые были проведены ИФНС в рамках проверки (п. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ).

Кроме того, у налогоплательщика появится больше возможностей отстоять свою позицию. При вынесении решения по результатам проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года, ИФНС не может учитывать те доказательства, с которыми налогоплательщик не смог ознакомиться до начала заседания (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Напомним, что до внесения изменений проверяющие могли ознакомить налогоплательщика с доказательствами не в его пользу прямо в день заседания, поэтому у налогоплательщика не было времени подготовить аргументы в свою защиту.

Ограничение полномочий ИФНС

С 3 сентября 2018 года полномочия инспекторов сократили. Если компания подала уточненную налоговую декларацию, где уменьшила сумму налога или увеличила убыток, ИФНС вправе повторно ее проверить в рамках выездной проверки (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Однако контролю отныне подлежат лишь те показатели, которые были скорректированы. Ранее ИФНС могла проверить весь период, за который была сдана уточненная декларация.

Сокращен срок камеральной проверки

После вступления в силу изменений у инспекторов есть только два месяца для проведения камеральной проверки декларации по НДС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Этот срок может быть увеличен до трех месяцев, если будут выявлены признаки нарушений, так как потребуется время для запроса документов у контрагентов налогоплательщика и др.

Будут запрашивать данные у аудиторов

Если в ходе выездной проверки налогоплательщик по каким-либо причинам не предоставит сотрудникам ИФНС информацию и документы, которые требуются для контроля правильности исчисления налогов, с 1 января 2019 года ИФНС сможет запросить необходимые сведения у аудиторов. Поправки в п. 4 ст. 82 НК РФ вносит Федеральный закон от 29.07.18 № 231-ФЗ.

В настоящее время п. 4 ст. 82 НК РФ запрещает налоговикам собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике, составляющую аудиторскую тайну.

Марина Соколова,
эксперт по бухучету и налогообложению

Материал предоставлен журналом «Я бухгалтер»
Выпуск № 39